Итоги осуществления государственного земельного надзора Управлением Росреестра по Ульяновской области

 

    Управлением Росреестра по Ульяновской области подведены основные итоги деятельности по осуществлению государственного земельного надзора за 2017 год.
    В 2017 году, так же, как и в 2016, в результате реализации законодательных нововведений, направленных на снижение административной нагрузки на добросовестных землепользователей наблюдается тенденция уменьшения количества плановых проверок.
    Так на 2017 год было запланировано 816, что на 48,5% меньше, чем на 2016 год (1586).
    С учетом указанного обстоятельства общее количество проведенных Управлением в 2017 году плановых и внеплановых проверок составило 1348, что на 24 % меньше чем в 2016 году (1782 проверок).
    Принимая во внимание действующие до 31 декабря 2018 года Законом № 246-ФЗ «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства, на 2018 год Управлением не запланировано ни одной проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства и подавляющее большинство обществ с ограниченной ответственностью Ульяновской области.
    Так же на снижение количества запланированных на 2018 год проверок повлияло и то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2017 №943 в Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1, внесены изменения, предусматривающие проведение проверок соблюдения земельного законодательства на основании оценки риска совершения противоправных действий при использовании земельных участков.
    Отнесение земельных участков к одной из категорий риска осуществляется на основании критериев отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора.
    В планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть включены юридические лица и индивидуальные предприниматели, земельные участки которых отнесены к категориям среднего и умеренного риска.
    Снижение количества проверок нельзя расценивать как ослабление деятельности по выявлению и пресечению нарушений в сфере земельного законодательства. В настоящее время следует говорить о некоторой переориентации способов осуществления государственного земельного надзора.
    Всё чаще государственными инспекторами по использованию и охране земель контрольно-надзорные мероприятия осуществляются дистанционными способами, их доля неуклонно растет.
    Так, количество осуществленных государственными инспекторами по использованию и охране земель административных обследований в 2017 году составило 574, что на 6,5% больше, чем в 2016 году (539).
    Управление Росреестра по Ульяновской области напоминает, что главной особенностью административного обследования является то, что его проведение осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений (земли, земельных участков или их части) и доступа должностных лиц на обследуемые объекты.
    При этом, административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность административного обследования.
    В случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП.
    По итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 890 нарушений в сфере государственного земельного надзора (нарушения земельного законодательства, административные нарушения против порядка управления и посягающие на общественный порядок и общественную безопасность).
    Привлечено к административной ответственности 339 правонарушителей, в том числе за нарушения земельного законодательства – 294.
    Наложено штрафов в сфере государственного земельного надзора на сумму 1398,91 тыс.руб., из которых за нарушения земельного законодательства – 1031,31 тыс.руб.
    Если анализировать характер выявленных на территории Ульяновской области нарушений земельного законодательства, то основным нарушением из года в год, по-прежнему является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
    Нарушения допускаются всеми категориями лиц. Наиболее типичными нарушениями со стороны граждан – домовладельцев являются случаи захвата земель общего пользования посредством организации на них огороженных палисадников, дополнительных огородов, строительства гаражей или надворных построек. Нарушения со стороны предпринимателей и юридических лиц обусловлены незаконным увеличением отведенных производственных площадей.
    При этом, как показывает практика, о превышении площади правообладатели часто узнают еще при межевании земельных участков, либо в процессе обычной хозяйственной деятельности, однако данная информация ими в последующем игнорируется.
    Значительное количество нарушений связано и со случаями приобретения домовладений с уже имеющимся самозахватом. В таких случаях обязанности по устранению нарушений возлагаются госземинспекторами Управления на новых землепользователей.
    Управление в очередной раз обращает внимание землепользователей на то, что за самовольное занятие земель общего пользования (т.е. земель, занятыми площадями, улицами, проездами, тротуарами, дорогами, набережными, скверами,   бульварами, пляжами и другими подобными объектами) установлены значительные размеры административных штрафов:
    для граждан – от 5 000 до 10 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно занятого участка);
    для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 100 000 до 200 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно занятого участка).
 

03.04.18 07:08

    Поиск по сайту


    Пресс-релиз